Roos van der Vliet: пере­вод интер­вью Juny Katz

Серия жен­ских порт­ре­тов — Storytellers, автор­ства Рус Влит, заво­ра­жи­ва­ет ирра­ци­о­наль­ной кра­со­той. Гра­ни­цы её работ очень подвиж­ны, обте­ка­е­мы и, кажет­ся, взаимозависимы.

Рус Влит живёт и рабо­та­ет в Арне­ме, Нидер­лан­ды. Закон­чи­ла факуль­тет искус­ства и дизай­на в Инсти­ту­те искусств Artez. Её рабо­ты участ­ву­ют во мно­гих худо­же­ствен­ных выстав­ках и выстав­ля­ют­ся в музе­ях Нидер­лан­дов и Великобритании.

В серии сюр­ре­а­ли­сти­че­ских порт­ре­тов «Storytellers» жен­щи­ны смот­рят на зри­те­ля через тол­стые, слож­но-запу­тан­ные што­ры из соб­ствен­ных волос. Их гла­за широ­ко откры­ты, а рты покры­ты воло­ся­ны­ми око­ва­ми. На неко­то­рых порт­ре­тах рас­по­ло­же­ние волос напо­ми­на­ет сред­не­ве­ко­вые устрой­ства пыток. На дру­гих воло­сы закры­ва­ют лицо плот­ной мас­кой, остав­ляя лишь неболь­шие участ­ки кожи. Её порт­ре­ты – загад­ка. Нити неко­то­рых намё­ков худож­ни­ца даёт в интер­вью Juny Katz

Как ты нача­ла рисовать?

Когда я была ребён­ком, я все­гда рисо­ва­ла. Я нику­да не ходи­ла без каран­да­ша и бума­ги. Когда роди­те­ли рас­ска­за­ли мне про худо­же­ствен­ные шко­лы, я сра­зу поня­ла, что БУДУ учить­ся в одной из них. Так что, когда меня спра­ши­ва­ли, кем я хочу стать, когда выро­сту, я все­гда отве­ча­ла, что буду худож­ни­ком. Точ­нее иллю­стра­то­ром. Пото­му что сна­ча­ла я меч­та­ла рисо­вать иллю­стра­ции для дет­ских кни­жек. Повзрос­лев, я откры­ла для себя живо­пись. Крас­ки дали мне то, что я не мог­ла сде­лать карандашами.

Storytellers II
Storytellers IV

Рас­ска­жи о сво­ём стиле.

Я рабо­таю в реа­ли­сти­че­ском сти­ле. Мож­но ска­зать, что я исполь­зую при­ё­мы гипер­ре­а­лиз­ма, но я не счи­таю себя гипер­ре­а­ли­стом. Я не пишу порт­ре­ты иден­тич­ные обра­зу. Обыч­но я блуж­даю в дета­лях, в поис­ках выхо­да к иной реаль­но­сти. Гла­за долж­ны быть живы­ми и смот­реть на зри­те­ля, воло­сы долж­ны быть ося­за­е­мы. Жизнь мне кажет­ся чем-то очень зага­доч­ным, изу­че­ние дета­лей даёт мне боль­шее пони­ма­ние. Когда я создаю что-то реа­ли­стич­ное, это дела­ет более реаль­ной меня саму. Но есть ли в этом смысл?


Что тебя вдохновляет?

В боль­шин­стве слу­ча­ев моё вдох­но­ве­ние исхо­дит от обы­ден­ных вещей. И я все­гда ищу спо­со­бы выра­зить свой внут­рен­ний мир. Мы при­вык­ли судить о кни­ге по облож­ке, а о чело­ве­ке по внеш­но­сти. Но если загля­нуть внутрь чело­ве­ка вы обна­ру­жи­те огром­ный мир, с бес­ко­неч­ным пото­ком мыс­лей, эмо­ций, пере­жи­ва­ний, скры­тых за парой глаз. По край­ней мере, мне так кажет­ся. Что­бы пере­дать всё это на хол­сте я ищу жен­щин, кото­рых могу по-насто­я­ще­му понять. Ино­гда я нахо­жу их на ули­це, а неко­то­рые мои ста­рые зна­ко­мые. Глав­ное, что я чув­ствую связь меж­ду нами и не нуж­да­юсь в слож­ных объ­яс­не­ни­ях, всё есть в глазах.

Storytellers III
Storytellers VII

Что для тебя искусство?

Искус­ство — это мой язык обще­ния. Насто­я­ще­му про­из­ве­де­нию искус­ства не нуж­ны сло­ва для объ­яс­не­ния, оно гово­рит само за себя. Мне нра­вит­ся, когда про­из­ве­де­ние искус­ства заби­ра­ет у меня дар речи. Часто, при попыт­ке объ­яс­нить кому-то, поче­му я нахо­жу ту или иную кар­ти­ну уди­ви­тель­ной, я лов­лю себя на том, что вме­сто связ­но­го тек­ста у меня выхо­дит что-то вро­де: «Ты дол­жен уви­деть это, пото­му что это… Кра­си­во. Лад­но, сло­во «кра­си­во» не име­ет смыс­ла, оно слиш­ком абстракт­но. То есть по-насто­я­ще­му я имею в виду, что… ну не знаю. Про­сто ты дол­жен уви­деть это». Искус­ство – это зер­ка­ло, оно отра­жа­ет вре­мя, в кото­ром мы живём. Оно застав­ля­ет думать. Я люб­лю про­во­ка­ци­он­ное искус­ство, искус­ство-про­тест. Мне нра­вит­ся, когда искус­ство застав­ля­ет людей сер­дить­ся. Вооб­ще искус­ство име­ет боль­шую власть, чем кажет­ся неко­то­рым. Это нечто боль­шое, чем соче­та­ние цве­тов на вашем диване.

Как выгля­дит твой обыч­ный день?

Мои «дни живо­пи­си» все­гда похо­жи друг на дру­га, даже скуч­но их опи­сы­вать. Я готов­лю боль­шую круж­ку кофе (с моло­ком, без саха­ра) и иду через сад, в свою сту­дию. Вклю­чаю музы­ку. Мне нуж­но неко­то­рое вре­мя, что­бы осмот­реть­ся, поду­мать, выку­рить сига­ре­ту, а затем начать рабо­ту. Всё начи­на­ет­ся в 9 утра. Как толь­ко я начи­наю писать кар­ти­ну, весь мир исче­за­ет. Я рисую, рисую, рисую. Я не делаю пере­ры­вы, забы­ваю о еде. И вдруг, это обыч­но око­ло 6 вече­ра, тем­не­ет, и я пре­кра­щаю рабо­ту. А на сле­ду­ю­щий день это повто­ря­ет­ся сно­ва. Вот поче­му я не рисую каж­дый день. Пото­му что ино­гда это похо­же на сумасшествие.

Storytellers X
Storytellers I
Split ends

Сколь­ко тебе обыч­но тре­бу­ет­ся вре­ме­ни, что­бы напи­сать картину?

Я могу рабо­тать очень быст­ро и без пере­ры­вов, так что обыч­но я закан­чи­ваю кар­ти­ны в тече­ние неде­ли. Но есть рабо­ты, кото­рые я напи­са­ла за два дня, а есть такие, кото­рые я писа­ла несколь­ко месяцев.

Как ты себя мотивируешь?

На самом деле никак… Про­сто я пере­стаю рисо­вать на неко­то­рое вре­мя, пото­му что заня­та дру­ги­ми веща­ми, или нет вдох­но­ве­ния. Но все­гда есть точ­ка, когда я долж­на вер­нуть­ся к рабо­те. Мне это дей­стви­тель­но нуж­но, это похо­же на нар­ко­ма­нию. Я не могу себя пред­ста­вить без живо­пи­си, это часть меня.

Что бы ты ска­за­ла начи­на­ю­щим художникам?

Всё будет хоро­шо. Это зву­чит как кли­ше, но гово­рить ина­че с моей сто­ро­ны было бы непра­виль­но, чест­но гово­ря, я сама до сих пор в пути. Но сей­час я уже знаю, что то, что я делаю име­ет смысл. Рань­ше я чув­ство­ва­ла себя чужой в этом мире, пыта­лась при­спо­саб­ли­вать­ся и в то же вре­мя зна­ла, что при­спо­со­бить­ся не полу­чит­ся нико­гда. Со вре­ме­нем чув­ство отчуж­дён­но­сти поте­ря­ло зна­че­ние и сей­час я могу про­сто «быть». Я могу напи­сать кар­ти­ну и гор­дить­ся сво­ей рабо­той. Я пере­ста­ла быть сво­им злей­шим вра­гом. Вещи ста­ли более реалистичными.

Что ты дума­ешь о худо­же­ствен­ном образовании?

Хотя моё обу­че­ние в худо­же­ствен­ной шко­ле было не самым лёг­ким пери­о­дом жиз­ни, я опре­де­лён­но реко­мен­до­ва­ла бы всем прой­ти этот путь. Вам не обя­за­тель­но ста­но­вить­ся худож­ни­ком, но вы точ­но научи­тесь пони­мать искус­ство. Вы научи­тесь думать и пони­мать мно­гие вещи, идеи, обра­зы. Вы точ­но ста­не­те менее уяз­ви­мы для кри­ти­ки и муд­рее в соб­ствен­ном творчестве.

www.instagram.com/roosvandervlietliet