Поп-арт как Поп-арт

Pop Art — доро­га в..

Поп-арт (англ. pop-art, сокра­ще­ние от popular art) воз­ник в 50‑е годы ХХ века как реак­ция на абстракт­ный экс­прес­си­о­низм. Поп‑а́рт осно­вой сво­ей эсте­ти­ки взял обра­зы заим­ство­ван­ные в мас­со­вой куль­ту­ре и поме­щён­ные  в иной кон­текст. Язык это­го направ­ле­ния был пара­док­са­лен и неясен. Скры­тая насмеш­ка, лёг­кая иро­ния над всем тем, что люди при­вык­ли счи­тать кра­со­той, худо­же­ствен­ным твор­че­ством, духов­но­стью — это поп‑а́рт.

В 1963 году в Нью-Йор­ке про­шла выстав­ка извест­но­го поп-арт худож­ни­ка Робер­та Рау­шен­бер­га. Пер­вое что виде­ли зри­те­ли при вхо­де в зал, это совер­шен­но белое полот­но — “Белая кар­ти­на”. Рядом нахо­ди­лась  “Шар­лин” — кар­ти­на из помя­тых обрыв­ков газет, оскол­ков зер­кал, обрыв­ков рубаш­ки, кусоч­ков дере­ва и тка­ни, поч­то­вой открыт­ки, посто­ян­но мига­ю­щей элек­тро­лам­пы и рас­плю­щен­но­го зонта.Так же здесь было выстав­ле­но извест­ное про­из­ве­де­ние Рау­шен­бер­га “Кро­вать”, пред­став­ля­ю­щее собой оде­я­ло, натя­ну­тое на под­рам­ник и забрыз­ган­ное крас­кой. На момент созда­ния этой кар­ти­ны Рау­шен­берг был нико­му неиз­ве­стен, и о сла­ве вели­ко­го твор­ца ему оста­ва­лось толь­ко меч­тать. Одна­жды у него совсем не было денег, он не мог себе поз­во­лить купить даже пустое полот­но..   Тогда он натя­нул оде­я­ло на под­рам­ник, при­кре­пил к нему подуш­ку и покрыл пят­на­ми кра­сок. Отче­го не исполь­зо­вать оде­я­ло как холст?

Pop Art

Pop Art
Pop Art

Поп-арт рож­дал­ся и утвер­ждал себя как новое направ­ле­ние в искус­стве, вне вся­ких тра­ди­ций и норм.  Худож­ник созда­вал своё про­из­ве­де­ние любым спо­со­бом, из любых  мате­ри­а­лов. Он мог исполь­зо­вать моти­вы и обра­зы из мод­ных жур­на­лов, рекла­мы,  комик­сов – баналь­ные и безвкусные.
А вот совре­мен­ные поп-арт порт­ре­ты по фотографии.
В рабо­тах поп-арт худож­ни­ков того вре­ме­ни скво­зит гор­дость за аме­ри­кан­ские това­ры —  доступ­ные и деше­вые . Потреб­ле­ние все­ми оди­на­ко­во каче­ствен­ных това­ров срав­ни­ва­ли с равен­ством соци­аль­ным. Энди Уор­хол гово­рил: «И школь­ни­ца и пре­зи­дент США могут пить кока-колу, в обо­их слу­ча­ях она будет оди­на­ко­вой по вку­су и фор­ме». Он гово­рил о том, что поп-арт поме­нял места­ми внут­рен­нее и внеш­нее. Пред­ста­ви­те­ли это направ­ле­ния созда­ва­ли обра­зы узна­ва­е­мые все­ми: што­ры для ван­ной, бутыл­ки колы, муж­ские шта­ны, сто­лы для пик­ни­ка, комик­сы — всё то, что абстракт­ные экс­прес­си­о­ни­сты “не видели”.


Pop Art
Pop Art
Pop Art
 

И Роберт Рау­шен­берг и Энди Уор­хол вво­ди­ли в про­стран­ство кар­тин пред­ме­ты мас­со­вой куль­ту­ры. Так, у Рау­шен­бер­га есть ряд кар­тин, где живо­пись сли­лась воеди­но с  пред­ме­та­ми реаль­но­го мира.

Клас Олден­бург, тоже худож­ник из Аме­ри­ки, созда­вал из раз­ных мате­ри­а­лов бато­ны, сосис­ки, поми­до­ры, гам­бур­ге­ры. Есть даже создан­ный им мону­мент в виде огром­ной раз­ре­зан­ной кот­ле­ты. Мир упа­ко­вок и муля­жей, штам­по­ван­ных обра­зов и мане­ке­нов. В поп-арт искус­стве стан­вит­ся рав­ным кра­си­вое и три­ви­аль­ное, живое и син­те­ти­че­ское, высо­кое и низкое.

Pop Art
Pop Art
Pop Art

Явля­ет­ся ли искус­ством покры­тое крас­кой оде­я­ло, или гигант­ская пома­да на гуси­ных ногах? Чело­век вос­пи­тан­ный эсте­ти­кой клас­си­че­ских про­из­ве­де­ний искус­ства, одно­знач­но, ска­жет нет. Рож­де­ние поп-арта свя­зы­ва­лось с про­те­ста­ми в твор­че­стве, с рево­лю­ци­ей в искус­стве, кото­рая напо­ми­на­ет рево­лю­цию в физи­ке явлен­ную откры­ти­я­ми Эйн­штей­на. Тео­ре­ти­ки гово­ри­ли, что при­шло вре­мя рас­ши­рять рам­ки искус­ства, поме­нять усто­яв­ши­е­ся кано­ны и нор­мы. Спор о том, кому же при­над­ле­жит пер­вен­ство поп-арта — аме­ри­кан­цам или англи­ча­нам, про­дол­жа­ет­ся по сего­дняш­ний день, но имен­но в Аме­ри­ке это направ­ле­ние  полу­чи­ло наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние. Рас­цвет поп-арта при­шёл­ся на 1960‑е, когда в стра­нах Евро­пы и Аме­ри­ки заго­ре­лись моло­дёж­ные бун­ты, огнём сво­им гото­вые сжечь все ста­рые поряд­ки. Все эти бун­ты были объ­еди­не­ны пафо­сом отри­ца­ния жиз­не­устрой­ства, одна­ко они не име­ли ни сво­ей тео­рии жиз­ни, ни опре­де­лён­ных целей. Они были гото­вы выбро­сить, без кап­ли сожа­ле­ния, на свал­ку всю про­шлую культуру.
Вызов и без­раз­ли­чие — основ­ные отли­чи­тель­ные чер­ты поп-арта. Всё в рав­ной сте­пе­ни кра­си­во и без­об­раз­но, цен­но и бес­ценн­но, достой­но и недо­стой­но.  На таком бес­страст­ном отно­ше­нии ко все­му осно­ван и мир рекла­мы. И пото­му, не слу­чай­но, имен­но рекла­ма ока­за­ла столь гро­мад­ное вли­я­ние на всё поп-искус­ство. Лишь реклам­щи­ки уме­ют соеди­нить в нуж­ной ком­би­на­ции Мад­дон­ну Рафа­э­ля и гвоз­ди, пуд­ру и фугу Баха. Так, напри­мер, Дже­спер Джонс создал гип­со­вые голо­вы, укра­шен­ные раз­но­цвет­ны­ми мише­ня­ми. Как вам кажет­ся, это намёк на выстрел? Или, наобо­рот? На самом деле, ско­рее все­го, ни то, ни другое.

Pop Art
Pop Art
Pop Art

Реклам­щи­ки извест­ные цини­ки (вспом­ни­те нашу­мев­ший роман Фре­де­ри­ка Бег­бе­де­ра «99 фран­ков» и жиз­нен­ную фило­со­фию глав­но­го героя — Окта­ва). Пред­ста­ви­те­ли поп-искус­ства сде­ла­ли “бед­ное”, “зем­ля­ное” искус­ство про­дол­же­ни­ем сво­е­го направ­ле­ния. Они дали тол­чок и “небес­но­му” искус­ству, где объ­ек­ты висе­ли в воз­ду­хе. Так, Ив Кляйн, пред­ста­ви­тель фран­цуз­ско­го поп-арта, создал из 1001 бал­ло­на с газом “скульп­ту­ру-аэро­стат”. Затем появи­лись “огнен­ные” тво­ре­ния — струи горя­ще­го газа, их назы­ва­ли ещё “ничто-про­из­ве­де­ния”, пото­му что они тают, испа­ря­ют­ся пря­мо на гла­зах у зри­те­лей. Посте­пен­ное осво­бож­де­ние от норм дела­ло искус­ство всё менее эстетичным.
Клас Олдер­бург как-то раз ска­зал ска­зал, серьёз­но, но с иро­ни­ей: «Я за искус­ство, кото­рое раз­ви­ва­ет­ся, как флаг, помо­га­ет смор­кать­ся, как носо­вой пла­ток. Я за искус­ство, кото­рое курит­ся в виде сигареты.»
Осо­бен­но­стью англий­ско­го поп-арта явля­лось то, что он всё ещё был тес­но свя­зан с тра­ди­ци­он­ной живо­пи­сью. Появи­лось попу­ляр­ное направ­ле­ние хэп­пе­нинг (от англ. “happening”), здесь всё дей­ствие про­ис­хо­дя­щее перед зри­те­лем явля­ет­ся не частью сюже­та, оно само­цель. Хэп­пе­нинг рас­щеп­лял искус­ство на спон­тан­но иду­щие момен­ты жиз­ни, грань меж­ду дей­стви­тель­но­стью и искус­ством сти­ра­лась. Дей­ствие не орга­ни­зо­ван­ное, а спро­во­ци­ро­ван­ное часто разыг­ры­ва­лось в горо­де или на при­ро­де, в него вовле­ка­лись и зрители.

Pop Art

У вели­ко­го писа­те­ля  Рея Бред­б­э­ри есть рас­сказ “Улыб­ка”, где рас­ска­зы­ва­ет­ся о людях жив­ших в мире без твор­че­ства: без кар­тин, музы­ки и книг . Они без­жа­лост­но уни­что­жа­ли все про­из­ве­де­ния искус­ства и посте­пен­но ста­но­ви­лись бес­смыс­лен­но цинич­ны­ми и злы­ми. Одна­жды один маль­чик нашел обры­вок кар­ти­ны – зага­доч­ную улыб­ку неиз­вест­ной ему Джо­кон­ды кисти вели­ко­го Лео­нар­до да Вин­чи. И этот маль­чик, живу­щий в таком сером мире сумел уви­деть в этом обрыв­ке нечто пре­крас­ное, сумел уви­деть искусство..
Пока есть хоть один чело­век, ценя­щий искус­ство, оно будет жить.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *