Альфонс Муха

Целью моих произведений не было разрушать, а всегда только строить, возводить мосты, так как мы все должны питать надежду, что человечество сблизится. И это сближение будет происходить тем быстрее и проще, чем больше люди узнают друг о друге.

Зимняя ночь. Картон-масло. 1920 г. Альфонс Муха.

Альфонс Муха. Зимняя ночь. Картон-масло. 1920 г.

Альфонс Муха родился в 1860 году в городе Иванчице в Моравии. На пути к славе художника ждало немало испытаний. Сначала он провалил экзамен в пражскую Академию художеств и был вынужден какое-то время работать писарем в суде. Затем был приглашен в Вену
Автопортрет 1889 Альфонс Муха в качестве художника театральных декораций, но пожар в театре уничтожил его мастерскую.

После гибели своего покровителя, графа Куэн-Беласси, остался без всяких средств к существованию в огромном Париже.
Однако таланту подобной величины даже в таких условиях суждено было стать великим.

Так, начав заниматься созданием плакатов и афиш, просто чтобы как-то выжить и не умереть с голоду, Муха стал величайшим в истории мастером плакатной живописи и литографии
и одним из наиболее ярких представителей стиля модерн.

Мой отец очень поздно женился и мое созревание, становление, а значит и осознание отца, пришлось на время, когда ему было уже далеко за шестьдесят.

Для меня он уже не был отцом в настоящем смысле этого слова, а скорее, фигура, символ, «весьма серьезный философский институт», который воспитывал своего ребенка несколько нетрадиционным образом. Отец понимал воспитание, как абсолютно рациональный процесс, отвергая любые примитивные способы, как, например, побои и иные виды наказаний.

Дочери Альфонса Мухи - Ярослава и Джири, 1919 год.

Дочери художника Альфонса Мухи - Ярослава и Джири. 1919 год.

Работой, принесшей славу молодому талантливому художнику, стала афиша театра “Ренессанс”. Это был спектакль “Жисмонда” с прекрасной Сарой Бернар в главной роли. Афиша Мухе далась настолько, что за короткое время он стал едва ли не самым известным художником Парижа. За “Жисмондой” последовали “Дама с камелиями”, “Самаритянка”, “Медея”, “Гамлет” и многие другие спектакли.

Муху приглашали не только как специалиста в плакатной живописи, но и в качестве сценического художника, художника по костюмам и дизайнера ювелирных украшений.

968full-alphonse-mucha

Работы Мухи, выполненные в стиле модерн, трудно с чем-либо перепутать. Центром композиции, как правило, является прекрасная женщина славянской внешности с копной огненных волос. Обычно она окружена цветочным орнаментом. Каждая работа пронизана мифологическими отсылками, имеет глубокий культурологический подтекст.

Женский образ в творчестве Мухи всегда идеализирован. Плавность линий, присущая модерну, отказ от острых углов всегда присутствовали в его работах.

Альфонс Муха. Девушка в морском костюме

Альфонс Муха. Девушка в морском костюме, 1908

Главным его трудом стала серия картин “Славянская эпопея”. 20 полотен, каждое из которых посвящено определенному событию в славянской истории, создавались на протяжении почти 15 лет.

Уже в 1900 году в Париже я был намерен посвятить вторую половину своей жизни работе, которая бы помогала формировать и укреплять чувство национального самосознания. Я убежден, что развитие каждого народа может успешно продолжаться только тогда, когда оно вырастает органически, непрерывно, не отрываясь от своих корней. А для сохранения этой непрерывности необходимо знание своего исторического прошлого.

Самые первые полотна "Славянской эпопеи" — "Славяне на исконной Родине", "Праздник Свантовита" и "Введение славянской литургии в Моравии" — были отданы в дар городу Праге 6 декабря 1912 г.

Альфонс Муха. Введение славянской литургии в Моравии, 1912

Введение славянской литургии в Моравии, 1912 г.

Альфонс Муха. Праздник Свантовита, 1912

Праздник Сановит, 1912 г.

Альфонс Муха. Славяне на исконной Родине, 1912

Славяне на исконной Родине, 1912 г.

30 мая 1914 г. были закончены "Оборона Цигета", "Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах" и "Отмена крепостного права на Руси". Это работы внушительных размеров — 8 на 6 метров.
Во время Первой мировой войны фабрика, на которой изготавливался холст для полотен, подверглась бомбардировке, и потому размеры последующих полотен несколько уменьшились (6,2 на 4м).

Альфонс Муха. Отмена крепостного права на Руси, 1914

Отмена крепостного права на Руси, 1914 г.

Сложно переоценить вклад Альфонса Мухи в развитие модерна и современного искусства в целом. Работы художника хранятся во многих музеях мира, и, насколько бы они ни были противоречивы, стоит признать: он поднял планку плакатной живописи настолько высоко, что до сих пор никто не смог дать ему достойный отпор.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

         

Следи за Kartinca.Ru ;)

А ещё мы на Facebook!

Хэй-хэй! Мы Вконтакте!

И в Google+!

Цифровое искусство: по ту сторону ажиотажа
Господин Петух
Самые сочные натюрморты
"BEAUTY". Драматургия абсолютной красоты
Пиксельная экзистенция Уно Моралеза
Светлая музыка льётся как вода #АНТОХАМС
"Начало" Джереми Геддеса
Ярек Пучель
Таймлапс-скульптуры Нобухиро Наканиши
Техниколор Джен Старк
"Нисхождение" Аниша Капура
Roos van der Vliet: перевод интервью Juny Katz
Фестиваль искусства, развлечений и анархизма
Chloe Giordano
Pejac
Воспоминания о будущем
Eric Michael Wilson